4 простые техники для развития красивого голоса и уверенной речи (Психология) - Онлайн-журнал - статьи о психологии, психоанализе и психотерапии, здоровье и красоте
Статьи

4 простые техники для развития красивого голоса и уверенной речи (Психология)

4 простые техники для развития красивого голоса и уверенной речи  (Психология)

Кадр из фильма «Король говорит» (2010)

«

1. «Я — голос!»

Голосовой терапевт и гештальт-терапевт Ольга Плистик предлагает практику, которая поможет распознать в огромном хоре разных голосов, впитанных из внешнего мира, наш собственный голос, точнее, основной его тон.

  • Запишите свой голос на диктофон, рассказывая о нем в течение двух-трех минут все, что захотите. Опишите, каким характеристиками он обладает, как живет и когда заявляет о себе.

  • Прослушайте запись и переведите утверждения из третьего лица в первое. Замените фразы «Мой голос тусклый, слабый», «Мой голос скрипучий, противный, слишком громкий», «Мой голос яркий и богатый» на «Я тусклый, слабый», «Я скрипучий, противный, слишком громкий», «Я яркий и богатый». Что вы чувствуете, когда слышите это? Злость? Обиду? Растерянность или удивление? Проживите эти эмоции, подумайте: это действительно про вас? С чем вы согласны, а с чем нет?

  • Вспомните события, ситуации из жизни, когда вы проявили себя очень ярко, чувствовали себя в полном согласии с собой, — ситуации, про которые вы точно можете сказать: «Да, это был(а) я!» Настройтесь и визуализируйте одно из этих событий, проживите как будто заново. Прислушайтесь к себе: какой звук слышите внутри себя?

  • Перенесите свое впечатление на бумагу. Зарисуйте услышанный звук спонтанно, не задумываясь ни над качеством звука, ни над качеством рисунка. Побудьте несколько минут в тишине, чтобы присвоить опыт.

  • Повторяя эту практику время от времени, вы будете все больше входить в резонанс со своей душой, у вас накопится некоторый репертуар голосовых проявлений себя, и вы обнаружите, что вы — не один, а множество звуков.

    2. «Львиный зев»

    Эффективное и простое упражнение для укрепления и восстановления голоса от преподавателя сценической речи, психолога Екатерины Тачевой.

  • Встаньте удобно, немного расставив ноги, расслабьтесь и раскройте рот так широко, как можете.

  • Издайте громкий, мощный, продолжительный голосовой зев.

  • Повторите его 6–8 раз подряд, потягиваясь одновременно с этим в разные стороны. Почувствуйте, как растягиваются поочередно все мышцы тела — шеи, спины, рук и ног.

  • Упражнение снимает напряжение с мышц гортани и голосовых складок, что делает звук более свободным. При зевке широко раскрывается глотка, что усиливает резонанс, и голос звучит более насыщенно. Эту практику особенно полезно делать в периоды, когда вы долго разговариваете, много выступаете и чувствуете, что у вас садится голос. Зевок поддержит его в рабочем состоянии.

    3. Ищем опору

    Вокальная опора — это управление выдохом с помощью диафрагмы и брюшных мышц. Она создает основу для чистого и стабильного звучания в речи и пении. «В отличие от вокалистов, которые учатся правильно напрягать живот, мы предлагаем выстраивать опору через свободный живот», — объясняет певица и телесно-голосовой терапевт Елена Вершинина.

  • Сядьте или встаньте устойчиво и возьмите самый низкий звук, который позволяет ваш диапазон.

  • Тяните «у-у-у», постарайтесь расслабить живот и не напрягайте пресс. Следите, чтобы гортань была расслаблена, а плечи опущены.

  • Сделайте глубокий вдох и снова идите в низкий звук «у-у-у», расслабляя живот еще больше. Важно посвятить этому звукоизвлечению не меньше 7–8 минут, чтобы мозг успел переключиться на новые ощущения в теле. Постепенно вы почувствуете некую основу, воздушный столб в области живота и диафрагмы.

  • Попробуйте немного усилить голос, старайтесь не напрягаться при этом. Найдите комфортную для себя интенсивность звучания.

  • Сначала дыхание будет коротким, но со временем при использовании низких звуков диафрагма расслабляется, и звучание становится длительным и плотным.

    4. «Трамплин»

    Техника от голосового терапевта Ольги Плистик помогает активировать жизненную энергию через выплеск подавленного агрессивного импульса в игровой форме. Первые три шага — подготовительные.

  • Встаньте и представьте самый высокий звук (воспроизводить вслух его не обязательно). Затем представьте, как вы скользите от него к самому низкому звуку (glissando в музыкальной терминологии). Мы так часто делаем, когда выдыхаем со звуком.

  • Теперь представьте, что вы — маленький ребенок, забравшийся в шкаф, который собирается выпрыг­нуть и «напугать» кого-то с резким возгласом «У-у!». Почувствуйте, как группируются ваши мышцы, когда воображаете это движение и звук.

  • Представьте, что вы пришли в компанию, а вас не замечают. Чтобы обозначить себя, вы покашливаете. При этом активируются мышцы живота. Начните громко покашливать и кряхтеть, чувствуя, как задействуется живот. Далее, используя активное движение живота, выпрыгните, как ребенок из шкафа, с резким возгласом «У-у!». На основе кряхтящего звука и толчка живота сделайте самый высокий звук («и-и» или «а-а»), который представляли в начале. Можно использовать образ «безумной чайки» или игрушки с кнопочкой на животе. Важно, чтобы звук был легким и «дурацким». Обращайте внимание, чтобы при воспроизведении работал больше живот, а не гортань, чтобы не перегрузить голосовые связки. Важно, чтобы вхождение в звук было мягким, а не «через картон». Это достигается, когда живот активно толкает звук, а все остальное расслаблено.

  • Сделайте звуковой трамплин. С самого высокого звука («чайка») скользите вниз на самый низкий звук (пробуйте сделать его с закрытым или с открытым ртом).

  • В конце звукового трамплина, в нижней зоне звучания, прибавляем активное «У-у!» («ребенок из шкафа»). Скользим сверху вниз и в конце делаем активный толчок животом на «У». Можно сопроводить «У» грудным скрежетом (как будто «страдающий орангутанг» говорит на своем языке: «как же меня все достало»). Этот звук вибрационно согревает и массирует зону груди и вносит элемент юмора в процесс.

  • Добавьте движение рук сверху вниз, подобно тому, как лыжник отталкивается палками. Во время «съезда» с горы можно делать «ужасные рожи» (как будто лицо тоже сползает и сбрасывает что-то). Поскольку такие звуки и движения не используются в повседневной жизни, реакция на них может варьироваться от резкого отторжения до бурного восторга, и это объяснимо: прилив жизненной энергии в организме сразу дает о себе знать. Это значит, что цель — активация и высвобождение агрессивного импульса — достигнута.

  • По материалам

    Click to rate this post!
    [Total: 0 Average: 0]

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    15 − один =

    Кнопка «Наверх»