«Бонд с кнопкой» «Идем пить сидр»: слова, текст и смысл песни (Психология) - Онлайн-журнал - статьи о психологии, психоанализе и психотерапии, здоровье и красоте
Статьи

«Бонд с кнопкой» «Идем пить сидр»: слова, текст и смысл песни (Психология)

«Бонд с кнопкой» «Идем пить сидр»: слова, текст и смысл песни  (Психология)

Официальное сообщество группы в ВК

О чем споры вокруг трека «Сидр»

(Не)искренность

В «Х» (бывший «Twitter») разгорелся спор — почему одним очень не нравится новая песня «Сидр», а кто-то называет их достоянием российской культуры. Один из комментариев: «Они неискренне изображают искренность», похожее мнение о притворстве есть даже под видео на официальном аккаунте «Бонда с кнопкой».

Смысл песни «Кухни» группы «Бонд с кнопкой» мы изучали в этой статье

Тема искренности, кстати, обыгрывается и в имидже группы. Не считая драматичных тиктоков, «Бонд с кнопкой» даже выступают босиком. Мол, мы честные и открытые, ничего не скрываем. Этот подход берет свое начало в том числе в индуизме — перед входом в храм следует провести омовение и продолжить путь с босыми ногами. Илья Золотухин, солист группы, объясняет такой стиль удобством: «Если бы можно было выступать голым, я бы выступал».

В своем телеграм-канале «Войс» пишут: «Спор не столько музыкальный, сколько ценностный — между модниками-передовиками и консерваторами-традиционалистами». Другими словами это подтверждают и комментаторы в «Х» — «Он принял свою ЦА — нормис тяночки и исполняет для них» (нормис — это буквально ничем не выдающийся и не интересующийся человек, которого можно отнести к массовой аудитории. Зачастую употребляется в уничижительном смысле; тяночки — девушки).

Графомания или поэзия?

Возвращаясь к спору, стоит сперва хотя бы немного разобраться в главном «камне преткновения»: в комментариях исполнителя называют графоманом, а сам текст — «графоманией под видом поэзии».

Текст песни «Сидр» группы «Бонд с кнопкой»

Идем пить сидр, глядеть тебя красивую
Глядеть тебя, жалуясь, расцвести бы
Пойдем пить сидр, глядеть тебя красивую
Глядеть тебя, жалуясь, расцвести бы

Я конспектировал цвет неба синего
Свободу цвета кителя Сталина
Я конспектировал нас неприкаянных
И я конспектировал нас неприкаянных

Как мы идем пить сидр, глядеть тебя красивую
Глядеть тебя, жалуясь, расцвести бы
Идём пить сидр, глядеть тебя красивую
Глядеть тебя, жалуясь, расцвести бы

Я конспектировал цвет асфальта, ему
Было на это совсем наплевать
Треснутый, как чувство локтя на плече
Тот асфальт, по которому мы идем.

Идем пить сидр, глядеть тебя красивую
Глядеть тебя, жалуясь, расцвести бы
Пойдем пить сидр, глядеть тебя красивую
Глядеть тебя, жалуясь, расцвести бы

Участники споров в Сети ругают строки: «Я конспектировал цвет неба синего Свободу цвета кителя Сталина». Артем Распопов, блогер, преподаватель и журналист утверждает: у Сталина было два известных кителя — белый, парадный, со звездами Героя социалистического труда и серый, ежедневный. Но, конечно, у вождя их было больше: зеленые, синие, коричневые он тоже носил.

Возможно, когда лирический герой «конспектирует (?!) цвет», подразумевался парадный, белый, ведь синий (упомянутый строчкой ранее цвет неба) и белый — цвета свободы. Или речь идет о зеленом кителе, который ассоциируется с военной одеждой, и тогда «свобода цвета» здесь буквально — свобода от военных действий?

Артем Распопов обвиняет «БСК» в бессмысленности неологизмов, приводя в пример писателя Андрея Платонова и музыканта Хаски — у них это выглядит лучше, «потому что делают они это не чтобы казаться странными, а потому что их мир — странный». Однако никаких новых слов или словосочетаний (даже в треке «Кухни») Золотухин в язык не привнес, что подтверждает доцент филологической кафедры ЛГУ имени А. С. Пушкина Галина Иванова.

Больше всего, с подачи самой группы «Бонд с кнопкой», форсят первый куплет, однако не меньшего внимания заслуживает второй: «Я конспектировал цвет асфальта, ему Было на это совсем наплевать. Треснутый, как чувство локтя на плече, Тот асфальт, по которому мы идем».

Лирический герой вновь «конспектирует» цвет, только уже серый. Треснутый, поломанный асфальт конфликтует с одним из значений серого цвета — символом целостности, фундаментальности. Его можно ассоциировать с устойчивостью, идущей вразрез с разбитой землей. Однако это противопоставление уходит в никуда. Дальше певец возвращается к припеву, не раскрывая смысл, который вкладывал в один из куплетов.

По словам того же филолога, строка «Треснутый, как чувство локтя на плече» — не более чем бессмысленная игра слов.

Мнение редакции

Александр АкулиничевЖурналист

Главный редактор Psychologies.ru

Тексты Золотухина точно не графоманские, для графоманских они как минимум слишком емкие и краткие. Обычные песни, просто часть миллениалов и зумеров уже превратились в унылых старперов и считают, что музыка кому-то что-то должна и вообще бывает «правильной» или «неправильной». Как будто у «Кино» или «Сплина» не было дурацких рифм, непонятных образов или простецких рефренов.

В целом в случае с БСК вообще не важно, что там они поют, суть явно не в этом, а, скорее, в экспрессии и тембре. Их творчество — своего рода «Аквариум» для тех, кто не прочитал список Бродского и не ездил в Тибет, а просто хочет оторваться под музыку, но вроде и с каким-то месседжем.

Это не музыка для интеллектуалов и не музыка для созерцания — она чувственная, надрывная, заряженная. Ее легко ругать и не любить, но если умерить снобизм — то станет очевидно: под «Сидр» мы еще станцуем на ностальгической «Дискотеке двадцатых» в 2045 году. Поразительно, но холеричный юноша Илья Золотухин очень попадает в настроение, в нерв нашей эпохи — и я не удивлюсь, если мы будем обсуждать его не только в Твиттере, но и на Первом канале. Или — ха! — на кухне, в бережной и нежной хрущевке.

Елена СивковаПсихолог

Филолог, психолог, шеф-редактор сайта Psychologies.ru

Оценка песен зачастую упирается во вкусовщину. Так что высказываю лишь собственное мнение. На мой взгляд, стихи — действительно набор слов для красоты (в понимании авторов) и «чтоб было». Те, кто сравнивает их с творчеством Сергея Есенина, вероятно, просто употребляют его имя вместо слов «русский поэт», потому что ни по стилю, ни по уровню сравнивать невозможно, даже с большой натяжкой.

Но в песне не стоит оценивать только текст — иногда и набор слов, гармонично положенный на ритм и мелодию и удачно исполненный, становится шедевральным в своем жанре. Вспомните «Хару Мамбуру» и вокализ мистера Трололо (Эдуарда Хиля) — в виде конечной песни и мема совсем абсурдное и прекрасное в своем роде произведение. А сама фраза «Идем пить сидр, глядеть тебя красивую» имеет шанс уйти в народ и использоваться как цитата в соответствующей ситуации — на пути в бар.

Истеричный надрыв песни для кого-то — отражение его собственного состояния, и под этот трек можно будет выкричать, выплеснуть наболевшее. Что тоже терапевтично. Просто мне не по душе и не под настроение. Спасибо колонке, которая автоматом после «Сидра» включила «Хомай» и вернула мне мое личное ощущение гармонии.

По материалам

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 − пять =

Кнопка «Наверх»