Карманные деньги: сколько давать в месяц на карманные расходы, финансовая грамотность, правила (Психология)

Volodymyr TVERDOKHLIB/
Карманные деньги — это демоверсия взрослой жизни. И именно родители задают «правила» этой «игры» для своих детей: как грамотно обращаться с деньгами, контролировать доходы и расходы, ставить долгосрочные цели и планировать покупки. От родителей зависит, будет ли ребенок чувствовать себя уверенно в вопросах финансов или, напротив, тема денег будет вызывать у него тревогу. А главное — именно взрослый формирует саму ценность денег.
Когда появляются первые карманные деньги
Один из самых сложных вопросов, который встает перед родителями: с какого возраста можно начинать знакомство с деньгами?
Финансовое воспитание мы начинаем не ранее пяти лет. Именно в этом возрасте с точки зрения развития головного мозга мы можем говорить, что ребенок готов. У него начинает формироваться понимание абстрактных вещей, появляется чувство времени и навык планирования, а сами деньги перестают восприниматься как игрушка.
Иногда родителям приходится отложить знакомство ребенка с деньгами и на более поздний срок — не с пяти, а с шести-семи лет. Хорошо, если вы успеете это сделать до начальной школы, когда ребенку действительно будут нужны карманные деньги на различные расходы: еду, транспорт, канцелярские принадлежности.
Начать финансовое воспитание лучше до похода в первый класс. Так вы заранее подготовите ребенка к новой ступени самостоятельности и ответственности. И это будет происходить под вашим контролем и с вашей помощью, а не хаотично, пока вас нет рядом.
Как финансовая грамотность связана со временем
До пяти лет ребенку сложно понять такие фразы, как «Надо отложить покупку на потом», «Тебе необходимо накопить эту сумму в течение шести недель, чтобы хватило денег», «Если ты все потратишь сегодня, то в течение недели больше ничего купить не сможешь».
Финансовая грамотность напрямую связана с умением планировать время. Поэтому до знакомства с деньгами необходимо познакомить ребенка со временем и приобрести часы с простым циферблатом. Ребенок должен знать времена года, месяцы, дни недели, понимать движение часовой и минутной стрелок, уметь определять текущее время и знать, сколько времени ему требуется, например, для сборов в детский сад.
После понимания, как планировать время на повседневные дела, ребенку будет проще понять планирование финансов и научиться грамотно распоряжаться ими.
Банковская карта? Не стоит торопиться
Мы живем в мире приложений, переводов и QR-кодов. Это действительно удобно, но в том случае, когда уже есть основы финансовой грамотности. Даже взрослые жалуются, что деньги исчезают с карты незаметно.
Если мы хотим научить ребенка не просто тратить деньги, но и понимать их ценность, то начинать необходимо именно с бумажных купюр.
-
Во-первых, это материальные купюры и конкретные операции с ними: ребенок протягивает деньги, получает сдачу, учится бережному отношению, аккуратно складывая в свой кошелек. Банковские операции скрыты от глаз, мы просто прислоняем карту. И сегодня не только у детей возникает ощущение «волшебной палочки».
-
Во-вторых, с бумажными купюрами проще освоить навык планирования. Ребенок видит, как сумма в его кошельке меняется — становится меньше после покупки или больше, когда вы выдаете карманные деньги или он получает их в подарок на праздник. Он может понять, сколько денег требуется на покупку определенной вещи, хватает ли средств сейчас или требуется накопить.
Карта обязательно будет в жизни ребенка, но чем позднее это случится, тем лучше. Вначале пусть ребенок практикуется на купюрах и монетах.
Деньги «за что-то» или «просто так»?
Одна из самых распространенных ошибок родителей — платить детям за дела по дому или хорошие оценки. Все кажется логичным: вынес мусор — получил награду, принес пятерку за контрольную — заработал деньги на карманные расходы. Мы думаем, так ребенок поймет саму ценность денег — то, как они зарабатываются и что не падают нам с неба.
Однако вы заранее втягиваете себя в игру с плохим концом и манипуляциями. Сегодня ребенок выкинет мусор, а завтра 50 рублей за это действие ему станет уже мало. Сегодня ваш сын или дочь будут стараться хорошо учиться, а через месяц — просить дорогие подарки за каждую положительную оценку в дневнике.
Такая плата за непосредственные обязанности противоречит самому понятию «ценности денег», убивает внутреннюю мотивацию, желание помогать и лучше учиться. Но главное: происходит разрушение эмоциональной близости в семье.
BearFotos/
Вспомните, как вы сами в детстве помогали с уборкой, потому что маме одной было тяжело. А вдвоем не только быстрее, но и можно после провести время вместе за играми, просмотром фильмов или пойти на прогулку. Вы вместе готовили завтрак, чтобы порадовать близких, помогали мыть окна. Порой некоторые бытовые дела, такие как лепка пельменей, приготовление пирогов и десертов, превращались в ежегодную семейную традицию.
Помощь по дому — это не только обязанности, но и проявление заботы по отношению к близким. Сегодня — я, завтра — ты, послезавтра — вместе.
Важно помнить, что карманные деньги должны существовать отдельно от домашних дел и оценок. Они нужны, чтобы ребенок учился распоряжаться собственными средствами, делал ошибки, пробовал копить и планировать. Это его «тренажер финансовой самостоятельности», а не зарплата за то, чтобы быть хорошим.
Сделать карманные деньги предсказуемыми
Хотите, чтобы ребенок научился планировать траты? Выдавайте одну и ту же сумму, каждую неделю, в один и тот же день. Это те карманные расходы, которые ребенок может потратить так, как захочет.
Благодаря такой еженедельной постоянной сумме ребенок понимает, что это его бюджет на неделю, и именно в этих границах он может выбрать: копить или тратить. Если все деньги ушли за два дня, придется ждать до следующей недели. Захотелось игрушку дороже? Необходимо накопить. Не стоит добавлять недостающие 30 рублей, даже в долг или в счет следующей недели, ведь именно на этом опыте формируется навык жить по средствам. Это лучшая «прививка» от будущих кредитов.
Избегайте и другой крайности — наказаний вроде «останешься без карманных денег». Если деньги можно забрать в любой момент, у ребенка не будет чувства контроля над своими средствами. В итоге он не научится ими управлять, а усвоит только одно: от него ничего не зависит.
Объяснить азы финансовой грамотности
Начните с простых инструментов.
-
Заведите копилку для больших желаний и кошелек для мелких расходов. Так у ребенка появится четкая система: это можно потратить сейчас, а это — отложить на мечту или цель.
-
Покажите, как вести дневник трат в обычной тетради. На бумаге легче увидеть, сколько денег пришло и в какой сумме потрачено. На первых порах дневник необходимо вести ежедневно, даже если изменений никаких не происходило.
Так формируется полезная привычка — следить за своими финансами
-
Выберите удобное время, когда вы будете заполнять этот дневник, например, вечером после ужина или перед ритуальным часом (время, когда ребенок готовится ко сну: умывается, читает сказку). Регулярно анализируйте вместе записи и ищите закономерности: какие покупки радуют долго, а какие — оказались пустой тратой. Такие финансовые дневники полезно вести не только детям, но и взрослым. Со временем ребенок возьмет этот процесс в свои руки и научится планировать бюджет самостоятельно. Это и есть первые шаги к финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — навык, которому не учат в школе. То, как ваш ребенок в детстве научится управлять деньгами, их копить, разумно тратить, поймет саму ценность денег, ляжет в основу его самостоятельной жизни в будущем без неразумных покупок и больших кредитов. Это тот фундамент и опора, которые дают уверенность в завтрашнем дне во взрослой жизни. И даже если ваш ребенок уже подросток, никогда не поздно начать обучению финансовой грамотности.



