«Мы не заложники детства»: как наука переписывает представления о первых годах жизни (Психология) - Онлайн-журнал - статьи о психологии, психоанализе и психотерапии, здоровье и красоте
Статьи

«Мы не заложники детства»: как наука переписывает представления о первых годах жизни (Психология)

«Мы не заложники детства»: как наука переписывает представления о первых годах жизни  (Психология)

suerz/

Фраза «все мы родом из детства» у некоторых людей может вызывать тревогу. Если родителям в детстве было нелегко, значит ли это, что их жизнь и жизнь их ребенка предопределена?

«Наш мозг действительно начинает формироваться очень рано. В первые три года жизни закладываются многие механизмы, влияющие на развитие, эмоции, способность к обучению и отношениям. Но это не значит, что детство полностью определяет будущее. Сегодня мы знаем, что на развитие влияет все сразу: гены, среда, случайные обстоятельства, личная воля и индивидуальный опыт. Нельзя исключить ни один из этих факторов», — объясняет клинический психолог и спикер подкаста «Инклюзия и жизнь» Татьяна Морозова.

Современная наука постепенно смещает фокус с последствий на потенциал для изменений. Если раньше большинство исследований фокусировались на «факторах риска» для физического и психического здоровья ребенка — таких, как депрессия матери, стресс, отсутствие привязанности, то сегодня специалисты в области детского развития изучают, что помогает человеку справляться, несмотря на трудные обстоятельства. Это направление называют «факторами устойчивости».

«У нас есть возможность „переписать“ детский сценарий, — говорит Татьяна Морозова. — Даже если в первые годы жизни что-то пошло не так, это не катастрофа на всю жизнь. Мы учимся в любом возрасте, и мозг способен адаптироваться».

Как формируется мозг: развитие начинается до рождения

Мозг ребенка начинает развиваться задолго до его появления на свет. Уже к третьему триместру беременности кора головного мозга активно функционирует: младенец реагирует на свет, слышит голоса, различает интонации.

«Он начинает получать зрительную и слуховую информацию еще в утробе, — объясняет детский невролог и спикер подкаста „Инклюзия и жизнь“ Святослав Довбня. — Мы знаем, что еще до рождения дети уже способны узнавать голос матери, различать смену времени дня. К этому периоду подключаются механизмы обучения, похожие на те, что действуют всю жизнь».

Но при этом Святослав подчеркивает, что беременность — это естественный процесс, который не стоит превращать в проект по раннему развитию с десятками правил и страхов.

«Человечество существовало без специалистов тысячелетиями. Большинство женщин интуитивно чувствуют, как наладить связь с будущим ребенком. Кто-то кто-то говорит с ним, кто-то включает музыку. Все это естественные формы общения. Главное — спокойствие, забота и удовольствие от этого процесса».

Тест

Насколько ваши родители были строги к вам?

1/8

Как часто родители хвалили вас?

Довольно часто, даже за небольшие успехи

Иногда, только за значимые достижения

В основном они критиковали, хвалили крайне редко

Факторы влияния

По словам экспертов Фонда «Обнажённые сердца», на формирование мозга будущего ребенка влияют самые разные факторы.

  • Питание. Дефицит питательных веществ и витаминов может повлиять на развитие нервной системы.

  • Физическое здоровье матери и защита от инфекций. Есть инфекционные заболевания, которые очень опасны для развивающегося мозга. Поэтому важно следить за здоровьем, а также соблюдать рекомендованный график вакцинации.

  • Отказ от вредных привычек. Курение и алкоголь во время беременности противопоказаны. Для беременной женщины не существует безопасной дозы алкоголя, и даже пассивное курение может быть вредно.

  • Избегание токсинов. Некоторые химические вещества и лекарства могут оказывать неблагоприятное воздействие. Всегда стоит консультироваться с врачом, прежде чем что-либо принимать.

  • Эмоциональное состояние матери. Хроническое эмоциональное напряжение и стресс будущей матери может приводить к повышению кортизола, гормона стресса, который, в высоких концентрациях, негативно влияет на развитие мозга ребенка. Однако не стоит бояться любых переживаний — Жизнь не идеальна, и не бывает без трудностей: легкое волнение, кратковременный стресс или беспокойство перед новым событием — естественная часть жизни. Такие эмоции помогают будущей матери оставаться гибкой, адаптироваться к изменениям и учиться новому. Опасен не сам стресс, а его хроническое, затяжное состояние.

  • Физическая активность. Спланированные физические нагрузки, прогулки, йога, дыхательные практики — все это поддерживает здоровье и помогает справляться со стрессом.

  • Мы и наши дети — разные люди

    Одна из самых сложных задач родительства — принятие индивидуальности и понимание потребностей детей.

    «Мы нередко пытаемся защищать своих детей от того, что пугало нас, — говорит Татьяна Морозова. — Если мы боялись ходить в детский сад, ребенок модет почувствовать нашу тревогу и это усложнит адаптацию ребенка в дошкольном учреждении. Если у нас был неприятный опыт общения со стоматологом или другими врачами, мы так же можем неосознанно транслировать свои опасения и пугать ребенка. Важно помнить: мы и наши дети — разные люди. У нас похожие гены, но темперамент, опыт и особенности реагирования ребенка могут отличаться».

    Осознание себя и своих потребностей и понимание уникальности своего ребенка очень важны. Современная психология называет это «осознанным родительством». Оно включает признание своих приоритетов и страхов и понимание того, что ребенок не обязан иметь такие же предпочтения и опасения и повторять наш сценарий.

    «Нужно „подружиться со своими тараканами“ и не пускать их в жизнь ребенка, — говорит Морозова. — Если я понимаю, что сама боюсь чего-то из детства, лучше осознать это и найти способ не передавать этот страх дальше».

    Что важно помнить

  • Мозг ребенка начинает развиваться еще до рождения, но сценарий развития ребенка и его жизни не предопределены.

  • На развитие влияют как гены, так и факторы окружения — питание, эмоциональное состояние и отношения в семье, окружающая среда.

  • Страхи и травмы родителей не обязаны передаваться детям.

  • «Мы не можем и не хотим стереть прошлое, — говорит Святослав Добвня. — Но можем осознать, как прошлый опыт влияет на наши реакции и решения, и научиться помогать следующему поколению справляться с трудностями спокойнее и увереннее».

    Татьяна Морозова

    Клинический психолог, эксперт фонда «Обнаженные сердца»‎

    Сайт «Обнаженные сердца»
    По материалам

    Click to rate this post!
    [Total: 0 Average: 0]

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    6 − один =

    Кнопка «Наверх»